Оператор Александр Носовский провел в Архангельске интенсив «Маяк. Увидеть свет»

Оператор Александр Носовский провел в Архангельске интенсив «Маяк. Увидеть свет»

Более 8 часов в онлайне и еще столько же в очном формате. Фотографы, видеомейкеры и молодые кинематографисты собрались 10 и 11 апреля в Доме молодежи для участия в интенсиве «Маяк. Увидеть свет».


Проект «Маяк» зародился по инициативе Дома молодежи Архангельской области для поддержки креативных и талантливых людей в разных направлениях. Первая встреча по работе со светом состоялась при поддержке Школы кино Инфильм, а автором курса выступил кинооператор Александр Николаевич Носовский.


В теоретическом блоке, который проходил в Zoom, Александр Николаевич уделил много времени изучению и анализу живописи, разбору фильмов и работ фотографов разных десятилетий. Так, например, удачные и неудачные фотографии актрис Марлен Дитрих и Тильды Суинтон позволяют лучше понять то, насколько сильно преображается человек в зависимости от постановки света на съемках. 




В оффлайн-формате часть оборудования для съемок предоставила Школа кино Инфильм, также с презентацией осветительного оборудования в Архангельск приехал представитель немецкого бренда Dedolight Дмитрий Андреев, с которым Носовский сотрудничает 10 лет. В Архангельске Дмитрий помогал съемочной площадке на протяжении всех двух дней и провел отдельную встречу, на которой рассказал о возможностях техники Dedolight. Александр говорит, что работа с аппаратурой такого уровня позволяет усилить практическую часть курса, без Dedolight он был бы существенно проще.


На практике первый день был посвящен постановке света и дальнейшей портретной съемке. Образ в стиле нуар воссоздала артистка театра драмы Мария Беднарчик, а Александр Николаевич объяснил, как работают различные световые схемы и на самих участниках показал, как подчеркнуть женскую красоту и создать более брутальный мужской образ.




«Операторская профессия — это то, где на пальцах показывать нельзя, нужно, чтобы были приборы, которые можно изучать. У нас была фотосъемка и видеосъемка, мы с вами вступление на световую территорию совершили», - говорит Александр Николаевич.


И действительно, если в первый день участники работали со статичным изображением, то во второй все усложнилось. Короткий метр в стиле кино 30-ых годов прошлого века с участием актеров Ивана Братушева и Екатерины Едакиной — интерпретация письма Даниила Хармса киноактрисе Клавдии Пугачевой. Но главное здесь не текст, а люди в кадре. Сам оператор говорил, что на площадке отталкивается от актеров, а потому основная задача в ходе обучения заключалась в том, чтобы воссоздать на экране эстетику заданной эпохи, приблизиться к нуару и почувствовать, как оживают актеры в кадре.




Александр Николаевич считает, что работа оператора сочетает в себе несочетаемое «Ты должен быть инженером и художником одновременно. Наверное, нет ни в одной профессии такой сложной конфигурации, как в операторской работе, ведь это взаимоисключающие вещи».


Синтез теории и практики необходим для того, чтобы знания не были абстрактными, а работа с оборудованием только интуитивной. Игорь Фролов профессионально занимается съемкой около трех лет, но не участвует в крупных проектах. Для практикующего оператора этот опыт позволил лучше разобраться с теорией и в дальнейшем применить ее в работе: «Постановка света для меня это какая-то черная магия...или белая. Теория — это первостепенное, Александр разобрал примеры картин своих и чужих и показал то, что не видит обычный зритель. Это было для меня очень новым, а теми примерами, которые приводил Носовский я обязательно воспользуюсь. У меня кардинально поменялось видение картинки».




Интенсив «Увидеть свет» существует не один год и его участниками становились жители многих городов России, далеко не во всех из них есть полноценное кинообразование. Практическая часть с каждой новой аудиторией складывается по-разному, а один и тот же курс трансформируется и дополняется. Оператор Евгений Грабовский участвовал в этом же мастер-классе Носовского в 2016 году. За пять лет не только дорабатывалась информация от спикера, изменилось восприятие и уровень знаний самого участника: «Теоретическая часть частично повторялась, но было много нового. На практике мы выстроили сцену, со светом получилась настоящая магия! Огонь в глазах, как у ребенка-исследователя, от мэтра такого уровня — невероятно приятно наблюдать, этим заражаешься».


Фотограф Александра Конычева также была впечатлена тем, как работает на площадке Александр Николаевич: «Я поражена энергией и азартом, с которым два дня А.Н. преподавал нам свои знания. Понятно, что мы за эти дни не стали самыми классными осветителями города, но мы поняли, что все возможно, надо только начать».



Во время онлайн части мастер-класса «Маяк.Увидеть свет» Александра сидела с дочкой, а потому возникали сложности с концентрацией внимания на материале. На очных занятиях этой проблемы не было, Саша снимала репортаж и старалась разобраться с тем, какие моменты нужно дорабатывать, а что стало восприниматься иначе: «На мастер-классе я нашла свою главную проблему: я вижу репортаж вокруг, действия, силуэт, тени и линии, да все, кроме портрета, который мы пытались снять. С портретами у меня правда туго. Нужно прокачивать свою слабую сторону, после того, как проблема обнаружена. Появились новые идеи, что и как хотелось бы снять. А самое интересное, что когда я иду по улице или еду в транспорте, глаз как будто фотографирует стрит вокруг - и свет, и персонажи, все складывается. Я раньше это замечала, а сейчас вообще невозможно не посмотреть куда-то и не увидеть там картинку».


В работе над двухминутной сценой со второго дня было задействовано большинство участников: более 20 человек распределили свои обязанности, как и на съемочной площадке в кино. Взаимодействие участников — один из важных компонентов работы на интенсиве. Александра Конычева считает, что в дальнейшем нужно поддерживать связь с теми, кто хочет работать в сфере фото и видео: «Кроме технических сторон нашей профессии, которые мы разбирали, такие встречи ценны знакомствами. На будущее можно смело брать этих ребят к себе на творческие проекты».


Это отмечает и сам Александр Николаевич, по словам которого, из участников интенсива может получиться полноценная съемочная группа, которая через полгода сможет снять свое кино: «В каждом городе есть своя культурная прослойка, которая живет на уровне Москвы, не ниже. Если они правильно объединятся, распределят роли, здесь есть все, чтобы силами этих людей получилась вполне трудоспособная структура».




Организатор проекта, специалист Дома Молодежи Ирина Попова отмечает, что задача «Маяка» — не просто объединить творческих людей, но и помочь им профессионально развиваться именно на базе Архангельска, не уезжая из города, ведь ресурсы и возможности площадки позволяют развиваться в самых разных направлениях. Поэтому в дальнейшем стоит ждать продолжения цикла образовательных встреч с представителями творческих профессий.


Текст: Наташа Самылова

Фото: Александра Конычева



Возврат к списку